05.07.2012

Древние египтяне и… компьютеры?

Очень странно, но в бесчисленных книгах о пришельцах из космоса ни слова не сказано о том, как же именно они могли передавать древним, полудиким землянам свои знания, и в частности обучать людей письменности. Эрих фон Дэникен и  другие палеуфологи об этом молчат, потому что ничего не знают на этот счет.

Неужели Небесные Учителя, прилетевшие с далеких звезд, учили землян писать так, как некогда меня в 1957 году, в первом классе: с помощью примитивной перьевой ручки и чернильницы-непроливайки? Не верю!..    Сейчас, в начале ХХI века, мы на месте пришельцев непременно использовали бы для этих целей «обучающие компьютеры»  - типа тех, что помогают нашим дошкольникам овладевать азами русского языка. Странно было бы, если  у Небесных Учителей, с их высокими технологиями, не было бы компьютеров с обучающими программами, адаптированных для примитивных землян!

На эту идею меня натолкнул один из самых странных древнеегипетских иероглифов, многочисленные аналоги которого я нашел на обоих обломках инопланетного зонда. Вот этот удивительный знак, который появился на Земле в начале III тыс. до н.э.:

Есть и более красочные изображения этого иероглифа:

Вам это ничего не напоминает? По-моему, иероглиф очень похож… на традиционные для нашего времени пульты управления, например, простейших подъемных механизмов! Одна кнопка – красная  (включить), другая – черная – выключить. Но что именно включить, и что выключить? Ответ таков: обучающий компьютер!

Мне удалось найти изображения таких компьютеров… в первом томе монументальной «Всемирной истории», изданной в СССР еще в 1956 году!

Речь идет о каменном рельефе «Писцы», найденной в одной из гробниц на плато Гизе, относящейся к началу V династии:

Считается, что здесь изображены четыре писца, которые пишут кисточками-тростинками на папирусах, лежащих на специальных деревянных досках-подставках. Но так ли это на самом деле?

Сначала посмотрим, как выглядели письменные приборы древнеегипетских писцов. Ничего более прозаического и придумать невозможно:

Итак, это доска с прямоугольным плоским углублением, в которое закладывался лист папируса. В правой части видны четыре округлых углубления для «чернил», которыми в то время служили сухие краски, обычно черная (сажа) и красная (охра). Красным цветом выделялось начало каждого нового раздела рукописи (отсюда и пошло выражение «красная строка»). Кисточкой служили тонкие тростинки, конец которых разжевывали во рту, чтобы придать ему мягкость и эластичность. Иногда использовались и заостренные тростниковые палочки. Писец обычно носил с собой пенал с такими тростинками, которые, естественно, довольно быстро выходили из строя.

Как правило, писец (иначе – скриб) клал «писчую доску» себе на колени – эту позу мы помним еще из школьных учебников Древнего мира:

Для тех, кто не помнит школьную историю, приведу цитату из классической монографии М.Коростовцева  «Введение в египетскую филологию»: «Обычно египетские скрибы, как это видно из скульптур, писали сидя на полу со скрещенными ногами (в эпоху Нового царства писцы во время работы сидели на стуле). Свиток папируса держал в левой руке, а правой писал на развернутой части папируса, находящейся у него на колене. Наносить знаки он начинал на правый конец папируса, справа налево».

Надо еще сказать, что для разбавления сухих красок писцы использовали сосуды с водой.

Вот и вся нехитрая «наука». Просто, не так ли? Но процесс работы писцов почему-то абсолютно иначе выглядит на уже упомянутом каменном рельефе «Писцы»:

Здесь все не так,  как можно было бы ожидать по логике вещей:

1. Писцы держат свои «доски» почему-то не горизонтально на коленях, а в левых руках, под углом приблизительно в 45 градусов, упираясь локтями левых рук на колени правых (?) ног.  Мало того, что так держать доску крайне неудобно (попробуйте сами), но ведь еще и очень утомительно. А если рука от усталости дернется в сторону – что же будет с надписью?

2.  Писчие доски почему-то на этом рельефе очень толстые. Это еще зачем – ведь на них лежит только тонкий лист папируса! Такую «доску» неподвижно удерживать в течение долгого времени будет очень непросто даже для тренированного атлета. Но писцы на атлетов никак не походят.

Чтобы хоть как-то облегчить этот безумный по неудобству труд, в верхней части писчей доски сделано специальное углубление, в которую упирается большие пальцы левых рук писцов. Доска, по-видимому, действительно весьма тяжелая…

3. Краски должны находиться в нижней части доски, в четырех гнездах. Но они (если это конечно, гнезда с сухими красками) почему-то вынесены вовне и находятся на небольших дощечках, овальных и прямоугольных, подвешенных вертикально (!) на каких-то коротких и очень толстых веревках (если это веревки). Позднее мы увидим, что эти веревки – двойные!

Что это  - неужели пеналы? Но зачем во время работы их надо непременно  привязывать к писчим доскам (да еще практически на канатах)? Ведь в таком вертикальном положении из «пеналов» непременно все выпадет – и кисточки, и краски... Не проще ли было писцам  их просто положить рядом, вместе с сосудами с водой - которые, заметьте, на этом рельефе вообще отсутствуют. Чем же писцы разбавляли сухие краски?

4.  О кисточках. То, что держит в правой руке писец, по своей толщине никак не похоже на тростинку. Эта штука толщиной в палец больше похоже на карандаш-гигант! Да и кто же рисует на наклонной в 45 градусов поверхности, держа кисточку горизонтально? Это очень неудобно.

5. В «пенале», подвешенном на коротком и толстом канате, никаких запасных кисточек нет, да им там и негде поместиться (в отличие от приведенного выше рисунка «нормального пенала»). Зато в волосах писцов торчит нечто похожее на длинные спицы.  Забавно, не так ли? Если «пеналом» для писцов служили их собственные волосы, то тростинкам-кисточкам суждена была очень короткая жизнь. Словом, сходить с ума, так по полной программе!

6. Почему все четыре писца игнорируют стоящие рядом тумбы (или столики?), совершенно непонятно. Если им уж так ненавистна традиционная поза писцов, то можно было ради удобства хотя бы положить тяжелые «доски» на «тумбы». Но нет – «тумбы» служат здесь словно бы для украшения интерьера. Да и крышки двух из них – полукруглые, попробуй на них что-либо устойчиво положить.

Словом, все в этом рисунке не так, все не то… Картинка из жизни древнеегипетского сумасшедшего дома!

Что же на самом деле мог изображать каменный рельеф из египетской гробницы времен Древнего Царства?

Пару лет назад я обратил внимание на то, как  мой внук, шестилетний Максим, овладевает довольно сложной русской письменностью (но куда более простой, чем древнеегипетская иероглифическая) с помощью специального «обучающего детского компьютера». И я заметил: ему куда проще писать слова на мониторе, нажимая клавиши на клавиатуре, чем на бумаге - обычной шариковой ручкой. А недавно я видел, как еще более юная Настена Комова учится писать буквы на планшете с сенсорным экраном. Она вывела стилусом довольно корявую букву А – и тут же обучающая программа услужливо высветила рядом эту букву такой, какой она должна быть!   
   Все вышесказанное подвело меня к мысли: а если на каменном рельефе времен V династии был изображен вовсе не каторжный и безумный труд египетских писцов, а процесс их компьютерного обучения иероглифической письменности, возможно, с использованием аналогичных мониторов  с сенсорным экраном?

Если принять эту гипотезу, то все становится с головы на ноги. Писцы держат в левых руках вовсе не толстые «писчие доски», а мониторы;  в правых руках – не тростинки-кисточки, а своеобразные компьютерные стилусы. Писцы ничего не пишут красками, поэтому они и держат мониторы под углом в 45 градусов – ведь читать так намного удобнее. «Пеналы-чернильницы» - это простейшие пульты управления. «Канат»  – это провода, что связывают пульты с мониторами, и одновременно - с дистанционной антенной (а вовсе не с тростниковой кисточкой).

А где же сами обучающие компьютеры? Да ведь это те самые три  странные «тумбы», которые стоят вроде бы без всякой пользы рядом с  писцами! Кстати, один из них весьма похож на мой собственный компьютер (да и на ваш, наверное, тоже). Сравните:

Темная полоса в верхней части моего компьютера – это узкая вентиляционная решетка. А что означает темная полоса на «обучающем компьютере»? Возможно, то же самое. Справа видна дуга, похожая на ручку для переноса компьютера (на моем, увы, такой ручки нет, и это крайне неудобно!) 

Не буду настаивать на следующей версии, но возможно, «запасные кисточки», что торчат в волосах всех четырех писцов – это нечто вроде своеобразных акустических наушников. Ведь процесс обучения требует постоянного контакта с  учителем.

Самые эффектные элементы в рельефе «Писцы» - это конечно же, пульты управления (прямоугольный и овальный) с двумя кнопками и системой коммуникации проводов. Неудивительно, что жрецы (думаю, по собственной инициативе) со временем превратили этот элемент в иероглиф, означающий слово «писать», а вместе с фигурой человека – в слово «писец». Все логично и правильно! Только вот уж очень этот «пульт» выглядел необычно для тех древних времен, когда египтяне еще не знали даже колеса и железа (ножи и мечи они изготавливали только из метеоритного  железа).

Жрецам пришлось изрядно поломать головы, чтобы с одной  стороны умилостивить бога мудрости Тота, который подарил им письменность, а с другой – придумать иероглиф - аналог «пульта управления» в виде вполне прозаического писчего  устройства. Так пульт превратился в укороченный вариант пенала,  двойной провод – в толстую веревку, а антенна бесконтактной связи с компьютеров – в привязанную к пеналу кисточку. Получилось весьма нелепая конструкция, ну и что? Зато рисунок этой конструкции можно положить в основу одного из иероглифов. Бог Тот будет доволен!

Будет весьма любопытно и полезно проследить за этапами адаптации, «одомашнивания» этой удивительной «звездной буквы».  Итак, ее реальный прототип выглядел так:

Обратите внимание – пульт связан с круглым «коммуникатором» не одинарным, а двойным проводом! А кнопки настолько маленькие, что никак не похожи на «лунки» с сухими красками.

Как же жрецы превратили все это в нечто привычное, «древнеегипетское»?

Для начала из маленьких «кнопок» сделали очень большие «лунки» с красками:

Круглый «коммуникатор», связывающий провода, стал… горшком с водой, а антенна, превратилась в кисточку. Получилось нечто совершенное нелепое, но состоящее из самых обычных вещей:

Чтобы придать этой интерпретации хоть какую-то правдоподобность, писцам пришлось разорвать провод, что соединял «кисточку» с «чернильницей». Но другой (причем двойной!) провод оставался! В приведенном выше варианте иероглифа толстый «канат» превратился в струю воды: вопреки всем законам физики, она сначала почему-то поднималась ввысь из горшка, а потом, сделав небольшую дугу, вливалась… в  торец пенала, который по воле жрецов здесь превратился в какую-то хитрую двойную «чернильницу».

Несмотря на все старания, у египтян все равно получилась откровенная чепуха! «Пульт обучающего компьютера» оказался им явно не по зубам. И поэтому «хитрый» иероглиф в какой-то момент перестали «адаптировать», приняли его, как он есть, а  затем стали просто упрощать, двигаясь в сторону иератического письма. Это хорошо видно на следующем рисунке:

Любопытно, что уже на третьем рисунке из «пенала» окончательно выпали искусственно вставленные в него «лунки» с красками (а ведь это был самый важный его элемент!), а «сосуд с водой» был вообще упразднен в виду его явной нелепости. «Кисточка» же превратилась в нечто похоже на развесистую клюкву… то есть, конечно же, на пальму. В иератическом варианте 1900 года до н.э. от прежнего «хитрого» иероглифа не осталось вообще ничего особенного,  всего два крючка.  Это было словно бы местью писцов за прежние мучения многих поколений их предшественников, которым почти тысячу лет приходилось рисовать самый сложный  знак бога мудрости Тота!

Почему я так подробно остановился на эволюции этого иероглифа? Да потому, что я уверен: здесь мы коснулись важнейшей тайны нашей цивилизации, которая рассказывает о том, как именно Небесные Учителя обучали древних людей письменности!
И это были не только египтяне. Не исключено, что Небесные Учителя еще ранее обучали клинописи древних шумеров с помощью таких же компьютеров. По крайней мере, на одной из самых древних шумерских глиняных табличек изображено тоже нечто вроде  «пульта управления», только более сложного, со многими кнопками:

Кстати, обратите внимание: на этой «клинописной табличке»  очень мало следов самой клинописи! Ну, разве что на этом небольшом участке:

Зато есть несколько куда более сложных по написанию знаков, точные аналоги которых есть на моем артефакте:

   На мой взгляд, приведенные выше буквы на глиняной дощечке означают, что Небесные Учителя поначалу пробовали обучать шумеров своей собственной «звездной азбуке», но она не прижилась – видимо, земляне в начале IV тысячелетия до н.э. еще не были готовы к такой сложной науке. Но, судя по этой дощечке, шумеры хотя бы пытались ей овладеть!  И, похоже, они тоже пользовались помощью «обучающих компьютеров». А когда эта затея окончилась провалом, Небесные Учителя прибегли к помощи специально придуманной ими искусственной письменности – клинописи. Действительно, одно дело писать рукой на папирусе  сложнейшие иероглифы, и совсем другое – нажимать деревянной лопаткой на дощечку из сырой глины. С такой работой может справиться и ребенок! А ведь древние шумеры и были тогда, шесть тысяч лет назад,  малыми и не очень разумными детьми Небесных Учителей…

Но прошло всего одно тысячелетие, и неблизкие соседи шумеров – древние египтяне, «вдруг» обрели (как были вынуждены признать египтологи, без всяких проб и ошибок) самую сложную и  красивую письменность всех времен и народов! Теперь мы знаем, как это произошло.

Интересно – а существовал ли тогда, на заре человечества, звездный Интернет? Недавно я убедился, что земным Интернетом начала ХХI века, современные потомки Небесных Учителей без труда овладели. Но это уже совсем другая история.

©  Сергей Сухинов, 2012